Храм Спаса Нерукотворного и Святой источник "Воды Спасителя" в селе Рай-Семеновское

Спасский храм в селе Рай-Семеновское

                                                  Спасская церковь в селе Рай-Семеновское.


     Рай-Семеновское славилось превосходной архитектурой усадебных построек, красотою местоположения, богато сконструированным парком, терасообразно спускающимся к реке. Рай-Семеновское было старинной вотчиной бояр Ордин-Нащокиных. В середине XVII века село Семеновское принадлежало Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащокину, выдающемуся дипломату и государственному деятелю времен царя Алексея Михайловича. В конце XVIII - начале XIX века его потомок, гофмаршал Павла I А. П. Нащокин, создал в Семеновском усадебный ансамбль и назвал его Раем, в отличие от находившейся в Серпуховском уезде усадьбы Орловых Отрада-Семеновское.

Выдающимся памятником русской архитектуры XVIII века является усадебная Спасская церковь. Храм стали возводить в 1765 г., был возведен первый этаж с теплым приделом в честь святителя Димитрия Ростовского. Но в основном строительство велось в 1774 - 1783 гг., когда здесь работал выдающийся зодчий М. Ф. Казаков. По его проекту сооружены верхний храм, колокольня и церковная ограда с зубцами в виде крепостной стены. Огромное, прямоугольное в плане сооружение венчает мощная ротонда с полусферическим куполом. Здание церкви кирпичное оштукатуренное с лепным и белокаменным декором. Крытым переходом церковь соединяется с колокольней в два яруса, увенчанной муфтированным каменным обелиском. Исключительным достоинством обладает интерьер храма. В его отделке применены колонны из местного разноцветного мрамора, лепные барельефы, бронза. В свое время интерьер украшал великолепный иконостас из белого каррарского мрамора, созданный по проекту Казакова. Сохранились лишь некоторые декоративные детали и рельефы. Внутри помещение церкви кажется еще больше, чем снаружи.

 

    У Нащокина были основания гордиться усадьбой. "Церковь, выстроенная им в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удавалось видеть на Святой Руси",- писал бывавший здесь мемуарист Д. Н. Свербев. А. П. Нащокин решил использовать целебные свойства имевшихся в усадьбе железистых источников. В 1803 г. Александр I особым рескриптом разрешил Нащокину открыть в усадьбе водолечебницу.

Владелец курорта, желавший привлечь сюда больше богатых посетителей, давал роскошные обеды, устраивал балы, спектакли, но вскоре разорился и в 1820 г. закрыл свое заведение. Ни одна из построек курорта не сохранилась. В конце XIX века Рай-Семеновское попало в руки фабриканта Хутарева, имевшего неподалеку фабрику.


      С 1930 года в храме прекратились богослужения, и началось его безжалостное разграбление. В эти годы в здании церкви располагались МТС, склад удобрений, зернохранилище, кинотеатр и магазин. Служивший с 1903 по 1930 год священник, ныне причислен к лику местночтимых святых Московской Епархии. Это священноисповедник Георгий Троицкий (память 16 (29) октября).

С октября 1995 года храм был передан общине верующих. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и великим праздникам. В школьной библиотеке собран раздел православной литературы. Имеется местночтимая икона Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших".

Духовенство: священник Алексий Лебедев - настоятель.

Адрес: Московская область, Серпуховский район, с. Рай-Семеновское.

Проезд: с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее авт. № 35 до конечной остановки.


                                                       Исторические исследования.

Неподалеку от Телятьева и Воздвиженского, западнее Симферопольского шоссе, расположено старинное село Рай-Семеновское с остатками знаменитой когда-то в южном Подмосковье усадьбы. До нее можно доехать на автобусе от Серпухова или дойти пешком - не более пяти километров от Телятьева. Еще издалека при подходе или подъезде к Рай-Семеновскому открывается запоминающийся вид на долину Нары, где царит над окрестностью величественная церковь Спасителя. Расположенная чуть в стороне колокольня на Ивановой горе (конец XIX века) придает местности еще большую живописность.

Рай-Семеновское - усадьба А. П. Нащокина, гофмаршала Павла I (и, что, может быть, важнее для нас, тестя П. В. Нащокина, одного из ближайших друзей А. С. Пушкина). Хозяин, унаследовавший усадьбу после смерти отца в 1809 году, окрестил ее Раем, чтобы отличить от другого Семеновского - Отрады, уже знакомого нам поместья Орловых. Д. Н. Свербеев остроумно замечал: "Само собою разумеется, что, кроме господ и духовенства, никто из народа не подозревал этих причудливых и пышных названий, и невозможно до сих пор добиться от соседних крестьян, чтобы они указали проезжему, где тут Отрада или где тут Рай".

Усадебная церковь, выстроенная по проекту М. Ф. Казакова, поражает воображение. Вот свидетельство того же Свербеева: "Церковь, выстроенная... в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удалось видеть на Святой Руси". Со Свербеевым перекликается неизвестный автор, посетивший усадьбу в начале прошлого века: "Нигде в Европе, даже в самой Италии, нет частного человека, который имел бы у себя такую церковь".

Начало строительства церкви относится к 1765 году, когда был сооружен теплый Дмитриевский придел, расположенный теперь в первом ярусе здания. Основная часть храма и колокольня возведены в 1774 - 1783 годах. Участие М. Ф. Казакова в строительстве церкви связано именно с этим периодом.

Спасская церковь в Рай-Семеновском представляет собой прямоугольный в плане объем, увенчанный световым барабаном и полусферическим куполом. Центральная часть храма дополнительно выделена приставными портиками со сдвоенными колоннами и фронтонами. Небольшим переходом верхняя церковь соединяется с колокольней, которая обработана парными колоннами. По размеру, рисунку, высоте расположения колонны эти точно соответствуют колоннам церковных портиков, что подчеркивает единство всего сооружения. Над колокольней возвышается оригинальный шпиль в виде обелиска.

Отделка интерьеров Спасской церкви проводилась, как показали исследования Е. В. Николаева, в два этапа. Первоначально интерьер храма был скромнее и суровее. Прежде всего, иными были карнизы, выполненные из местного мрамора, - строгие и простые по рисунку. Отсутствовала лепнина, появившаяся лишь на рубеже XVIII - XIX веков. Не вполне ясно, к какому периоду относятся живописные карнизы, наличники, пилястры и другие элементы рисованного декора, сохранившиеся в различных частях храма. Особенно много подобной живописи в трапезной, где входная дверь украшена живописным порталом, на стенах изображены антаблементы и каннелированные пилястры. Здесь же можно видеть остатки росписи на библейские сюжеты. Рисованные карнизы и наличники есть и в самой церкви (например, в барабане). Но особую пышность интерьеру придавали богатейшие лепные украшения. Парные каннелированные колонны с коринфскими капителями несли антаблемент с изящными кронштейнами. Лепные венки, гирлянды, изображения ангелочков дополняли оформление интерьера. Но более всего интересны рельефные композиции над окнами южной и северной стен центральной части храма. "Поклонение волхвов", "Введение Богородицы во храм", "Благовещение", "Бегство в Египет", "Чудесный улов", "Бегство святого Павла из Дамаска" - таковы сюжеты этих рельефов, главной особенностью которых является экспрессивность, напряженная динамика фигур, декоративный характер их композиции.

Проект мраморного иконостаса храма был изображен Казаковым на офорте. Иконостас задуман архитектором в виде грандиозной триумфальной арки, оформленной каннелированными коринфскими колоннами, украшенной лепниной и скульптурными группами. Однако, сравнивая офорт со старой фотографией интерьера церкви, видишь, что замысел Казакова не был полностью осуществлен. Прежде всего, в окончательном варианте отсутствовал высокий аттик с венчающим фронтоном, придававший всему сооружению особую монументальность и величие. Несколько скромнее стала лепнина, а скульптурные группы, изображенные на офорте, вообще не были установлены. Но и в незавершенном виде иконостас являлся подлинным произведением искусства, об утрате которого остается теперь лишь сожалеть. В отделке храма не использовались ни позолота, ни дерево - только местные мраморы и металл. Роспись церкви, выполненная художником Дроздовым, была в некотором отношении любопытна. Так, перед святым Павлом живописец, следуя капризу заказчика, изобразил коленопреклоненного отца - хозяина усадьбы (явление нередкое для росписи усадебной церкви). Икона Богоматери представляла собой копию одной из рафаэлевских мадонн.

Несохранившаяся ограда церкви походила на псевдоготическую крепостную стену с башнями. В ее оформлении были использованы стрельчатые проемы, белокаменные наличники, декоративные машикули и зубчатые завершения стен. Автором ее был, вероятно, также М. Ф. Казаков, один из создателей псевдоготики конца XVIII века. Усадебный дом (конец XVIII в.), выстроенный, как утверждает Д. Н. Свербеев, в подражание итальянским виллам, подвергся во второй половине XIX века значительным перестройкам и утратил свое архитектурное своеобразие. Теперь это прямоугольное в плане трехэтажное здание, расчлененное по горизонтали подоконными тягами. Окна дома оформлены простыми наличниками. Прежде в интерьере усадебного дома выделялся круглый парадный зал, вокруг которого шли хоры, поддерживаемые колоннадой. В настоящее время здесь находится квадратный зал, разделенный рядом из четырех колонн. Дом имеет небольшие пристройки. Перед южным фасадом главного дома расположены четыре служебных корпуса, ограничивающие с двух сторон парадный, квадратный в плане, двор. Два ближайших к дому корпуса представляют собой одноэтажные постройки, лишенные украшений. Два других, значительно большие по размерам, имеют оконные проемы стрельчатой формы. Эти корпуса, видимо, относятся ко времени перестройки главного дома и выстроены на месте более ранних флигелей. Расположение флигелей указывает на прежнюю осевую композицию усадебного комплекса. Ее главная ось подчеркивалась также длинной аллеей большого регулярного парка, размещенного в южной части усадьбы.

     Эта аллея, ведущая к двум пейзажным прудам, сохранилась и по сей день; планировка остальной части парка нарушена. От северного фасада главного дома двумя террасами спускался к Наре живописный пейзажный парк. Его террасы отмечены небольшими прудами, у нижнего из которых прежде находился "храм" (так назывались в усадьбах павильоны или беседки с установленными в них статуями того или иного античного божества). Парк украшали гроты, беседки. К парку примыкал зверинец, где в специальных загонах паслись дикие козы. (Вспомним, что владелец Отрады В. Г. Орлов выписал себе из Англии диких оленей.) Существует предположение, что автором усадебного комплекса был строитель Спасской церкви - М. Ф. Казаков.

Усадьба Рай-Семеновское удачно вписана в окружающий ландшафт. В этом месте Нара образует большую излучину, окаймляющую пойменный луг, постепенно переходящий в холм, на склонах которого и разбит парк. Дом расположен у склона, церковь - на самой высокой точке холма, что сразу выделяет ее на местности. Рай-Семеновское - место необычайно красивое. "Оно есть одно из прелестнейших и живописнейших местоположений Московской губернии; из села, а особливо из сельского дома помещика, видна прекрасная долина, покрытая везде богатыми лугами, по которым извиваются прозрачные воды реки Нары. Холмы, возвышающиеся небольшим скатом с двух сторон долины, представляют разнообразный вид из различных рощ, оные украшающих, из многих деревень, по ним рассеянных, из многих ручьев, которые вытекают из них и ниспадают иногда в водопадах с мраморных глыб". Это описание сделано в начале XIX столетия и принадлежит профессору химии Московского университета Ф. Ф. Рейсу.

Рейс приезжал в Рай-Семеновское произвести химический анализ вод местных источников. Дело в том, что Нащокин, живший в своем поместье на широкую ногу, зазывавший многочисленных гостей, устраивавший для них великолепные представления, вскоре начал ощущать недостаток в деньгах. И чтобы поправить свое материальное положение, он решил устроить в Рай-Семеновском курорт минеральных вод, по типу знаменитых западноевропейских. Анализ местных вод, произведенный профессором Рейсом, подтвердил их лечебные свойства. Нащокин выстроил специальный курортный поселок с тремя улицами, где располагались двадцать семь домов для проживания больных, здание с ваннами, гостиница. Источники были отмечены "храмами". Для привлечения посетителей в 1817 году была издана анонимная брошюра (злые языки поговаривали, что автором ее был сам хозяин) - "Чудесное исцеление, или путешествие к водам Спасителя в село Рай-Семеновское...", где от лица некого исцелившегося больного расхваливалась и сама усадьба, и хозяин, и его курорт. Для приезжающих больных устраивались пышные театральные представления, размещенный в парке оркестр услаждал их слух во время вечерних прогулок. Однако затея эта дохода не дала, а, наоборот, окончательно разорила Нащокина. Больных приезжало немного, но и те в основном были либо друзьями, либо хорошими знакомыми хозяина, а потому норовили воспользоваться лечением бесплатно. Курорт постепенно пришел в запустение (всего он действовал с 1803 по 1820 год). Ни одна из его построек до нашего времени не сохранилась.

М. М. Дунаев. К югу от Москвы М., 1986, стр. 160-167